Влад звонит другу:
- Выйдешь гулять?
- Нет. Меня наказали.
- А за что?
- Сам не знаю…
Крайнее время изучаю тему наказаний-поощрений. По мнению исследователей и ученых, наказание и поощрение – одно и тоже по своей механике.
Хорошо сделал – держи пряник. Плохо – держи кнут.
И звучит вроде бы логично. Только вот в голове человека это воспринимается иначе.
Нам кажется что, наказывая или поощряя, мы мотивируем к лучшему и отучаем от деструктивного поведения. А по факту вырабатываем условный рефлекс делать А и не делать Б. Ивану Петровичу Павлову и его собакам привет
Более того, мы показываем способ действия, как выстраивать отношения:
- через манипуляцию: сделаешь уроки, вот тогда и поиграешь, купим тебе приставку, куклу, конфету.
- через силу: я сильнее, поэтому ты будешь делать, что я сказала, ну что ты можешь сделать? Ты от меня зависишь, поэтому молчи и слушайся.
- через насилие: не хочешь по-хорошему, будет по-плохому, сейчас проучу тебя как следует, вот тогда ты поймешь.
И в короткой перспективе это работает – ребенок действительно учит уроки, убирает за собой, не кричит в магазине.
В дальней – ребенок научается:
- не доверять: как можно верить тому, кто тобой манипулирует
- обманывать и скрывать: лучше соврать про двойку или проступок, чем опять получить леща или выговор
- решать жизненные вопросы силовыми методами и насилием
Так как же быть - наказывать? Поощрять? Не наказывать и не поощрять или как вообще? Что думаете, друзья?